воскресенье, 2 сентября 2018 г.

Робототехника как средство обучения техническому творчеству детей.

Стремительное социальное, политическое и экономическое развитие нашей страны порождает необходимость в увеличении количества IT специалистов. На сегодняшний день на рынке труда существует дефицит инженерных профессий. Почти во всех промышленных сферах и бизнесе специалистам требуются знания в области программирования или информационных технологий, поэтому необходимо пробудить интерес к точным наукам у обучающихся, начиная массовую популяризацию профессии инженера с достаточно раннего возраста.
Психолого-педагогические исследования ученых (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития наклонности у детей к творчеству, зарождения всесторонне развитой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление моделей, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих новыми полезными для человека свойствами, развитие которых происходит в процессе
специально организованного обучения.
В настоящее время образовательная робототехника является важнейшим направлением научно-технического прогресса, позволяющим в игровой форме знакомить детей с точными науками. Несомненно, образовательное конструирование является эффективной педагогической технологией для изучения важных областей науки, физики, биологии, географии, математики и входит в новую международную парадигму: STEM-образование (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Робототехника - прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Одним из важных документов, определяющих стратегию развития данного направления, является «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и в перспективе до 2025 года». 
Уникальность образовательной  робототехники заключается  возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе,  что способствует интегрированию преподавания таких школьных предметов, как информатика, математика, физика, черчение, география, биология.
Техническое творчество - мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий  прочные основы системного мышления. Основная цель обучения робототехнике - сформировать личность,  способную самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их  реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными  источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Заложив основы информационной компетентности личности, необходимо помочь обучающемуся в овладении  методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения. Образовательная роботехника как педагогическая технология отвечает  основным дидактическим принципам обучения:
- научность и мировоззренческая направленность, обеспечивающая  непосредственную связь с наукой и ее представителями - учеными;
- наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по  робототехнике: чертежи, схемы, реальные механизмы и конструкции;
- активность и сознательность учащихся в процессе обучения, обеспечивающаяся самостоятельным переводом теоретических положений в готовый технический продукт - робот;
- доступность как вариативность в выборе уровня сложности решаемой технической задачи;
- систематичность и последовательность, заложенная в целеполагании на изготовление технического изделия - робота;
- прочность обучения и его цикличность, проявляющаяся в проверке достигнутого на каждом последующем этапе изготовления робота;
- проработка, углубление и увеличение познавательных знаний, необходимых на каждом новом этапе;
- единство образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Конструирование реальных роботов является интересным занятием для  учащихся с точки зрения новизны, способствует развитию алгоритмического, критического мышления, умению полноценного восприятия реального мира.
Задачи, которые ученики ставят роботу, предельно конкретны, но в процессе создания машины обнаруживаются ранее непредсказуемые свойства аппарата  или открываются новые возможности его использования. Различные языки программирования графическими элементами помогают школьникам мыслить логически и рассматривать вариативность действия робота. Обработка информации с помощью датчиков и настройка датчиков дают обучающимся  представление о различных способах понимания и восприятия мира живыми  системами.
Для того чтобы создать хорошего робота, требуется слаженная работа  нескольких специалистов в различных областях: механика, электроника, программирование, математика, физика, дизайн и другие. В современном мире  человек может стать успешным, если он является частью команды. Идеальным  инструментом, средством формирования команды является робототехника.
Работа в команде и сотрудничество укрепляют коллектив, а дух соперничества  на соревнованиях дает стимул к учебе. Робот не ставит оценок и не задает  домашних заданий, но заставляет постоянно работать умственно.

Следует отметить способы интеграции робототехники в образовательных
программах:
- интеграция элементов робототехники в учебной (информатика, технология, физика, иностранный язык и другие) и внеурочной деятельности;
- включение образовательной и соревновательной робототехники в дополнительное образование.

Образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, которая является мощнейшим средством развития уникальных навыков и способностей ребенка в различных областях технического творчества, а также может служить инструментом для подготовки будущих инженеров.
Робототехника отражает все грани научно-технического творчества в  настоящее время и является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке
перспективных областей знаний.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Два лица Зои Космодемьянской 13 сентября - 94 года со дня рождения первой женщины, ставшей Героем Советского Союза

Два лица Зои Космодемьянской Зою Космодемьянскую в  СССР  знал каждый человек, ее именем были названы улицы, колхозы, ее подвигу были...