понедельник, 22 августа 2016 г.

Матрешка, япона мать )))

Первая матрешка
Легендарная первая матрешка с черным петухом. Художник Сергей Малютин (?). Около 1900 г.
Один из главных образов, возникающих при упоминании России, это матрешка — расписная точеная деревянная кукла, считающаяся (с долей иронии или совершенно серьезно) чуть ли не идеальным воплощением русской культуры и «загадочной русской души», воспринимающаяся то верхом искусства, то жутким китчем.
Однако, насколько русской является матрешка?
Как у каждого национального символа, у матрешки есть легенда появления. И как во многих легендах правда обросла домыслами. Давайте и мы добавим свою порцию.
Оказывается, русская матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Легенда называет место появления, имена токаря и художника, первых выточивших и раскрасивших куклу. Но с остальными подробностями не все четко и ясно.
Практически во всех источниках сказано, что прообразом первой матрешки был японский божок. Действительно во 2-й половине XIX в. В Европе и России появилась мода на все японское, был необыкновенный спрос на японские гравюры любого содержания и качества, экзотические азиатские статуэтки и т. п. Но с конкретным прототипом — «отцом» матрешки ясности нет. Чаще всего звучит имя «старец Фукурума».
Фигурка Фукурокудзю
Фукурокудзю. Нэцкэ, слоновая кость. 1900-е гг.
Первая группа легенд «узнаёт» в Фукуруме длинноголовогоФукурокудзю (福禄寿) — бога богатства, счастья, изобилия, мудрости и долголетия. Фукурокудзю изображают в виде старика с необычайно вытянутым лбом, часто несущим признаки фаллического культа. Грушевидная форма фигурки старца действительно напоминает очертаниями форму классической русской матрешки.
Фукурокудзю входит в число так называемых «семи богов счастья»,ситифукудзин. Состав ситифукудзин был непостоянным, но общее число и единство персонажей неизменно по крайней мере с XVI в. Семь богов действительно были популярны в Японии, например, в эпоху Токугава существовал обычай обходить храмы, посвященные богам ситифукудзин.
Часть приверженцев теории «отцовства» над матрешкой старца Фукурокудзю считают, что семь богов счастья могли вкладываться друг в друга, по принципу современной матрешки, а Фукурокудзю был главной, самой большой разъемной фигуркой.
По другой версии у Фукурокудзю была позаимствована только форма, а рекурсивным содержанием ее наполнил уже на русской почве токарь Василий Звездочкин. Действительно точеная посуда и деревянные разъемные сувениры, вроде пасхальных яиц были, мягко говоря, не в диковинку русским мастерам, т. е. в техническом плане матрешка не представляла собой особой новизны или сложности.
Про построенные на принципе матрешки пасхальные яйца, а заодно про глубокий символизм такой схемы можно прочесть у Пришвина:
...Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца: кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, — раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зеленое, и под самый конец выскочит почему-то всегда желтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше...
Михаил Михайлович Пришвин. Курымушка/Кащеева цепь

Фигурка Дарумы
Современная фигурка Дарумы
Вторая группа легенд видит родство матрешки и основателя дзэн-буддизма Дарумы. Дарума (達磨) — японский вариант имени Бодхидхарма, так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. «Изобретению» чань-буддизма (или по-японски дзэна) предшествовала длительнейшая медитация. Дарума просидел девять лет, смотря в стену. По легенде из-за долгого сидения у Бодхидхармы отнялись ноги. Именно поэтому чаще всего дарума изображается безногим.
Интересно, что кроме матрешки и дзэн-буддизма Даруме приписывается еще один полезный вклад. Медитируя у своей стены, Дарума многократно подвергался различным искушениям и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в грезы сна. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон — так вырос чай. А не по-азиатски круглые глаза без век стали вторым отличительным признаком изображений Дарумы.
В Японии фигурки-неваляшки Дарумы используются в новогодних церемониях. Раскрашенная фигурка Дарумы без нарисованных зрачков покупается в храме и приносится домой. Перед Дарумой загадывается желание и дорисовывается один зрачок. Видимо, Даруме так хочется получить второй зрачок, что он приложит все усилия, чтобы желание осуществилось. Если желание сбывается, Дарума получает второй глаз, а нет — так относится в храм и сжигается.
На родстве русских матрешек японской культуре и «обратном» восприятии матрешки японцем построен совместный советско-японский художественный фильм 1966 г. «Маленький беглец» (小さい逃亡者). По сюжету главный герой — десятилетний японский мальчик — получает в подарок от гастролировавшего в Японии русского клоуна Юрия Никулина сувенирный набор матрешек. В поисках отца мальчик бежит в СССР и преодолевает путь с Дальнего Востока до Москвы и Ленинграда, сталкиваясь на пути с рядом трудностей. Главный герой подсознательно чувствует «волшебность» фигурок и при встрече с каждой следующей проблемой загадывает желание у одной из кукол-матрешек. Проблемы чудесным образом решаются, а «сработавшая» матрешка оставлялясь мальчиком.
Кукла Кокэси
Кукла Кокэси
Есть в Японии и деревянная расписная кукла-девочка — кокэси (小芥子). Для нее отдельно вытачиваются на токарном станке цилиндрическое тело и головка, соединяемые так, что головка может вращаться, издавая при этом скрип, похожий на плач.
Япония на самом деле ближе России, чем иногда кажется. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Два лица Зои Космодемьянской 13 сентября - 94 года со дня рождения первой женщины, ставшей Героем Советского Союза

Два лица Зои Космодемьянской Зою Космодемьянскую в  СССР  знал каждый человек, ее именем были названы улицы, колхозы, ее подвигу были...