Библиографическое описание: Павлова Е. Е.
Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как
стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей [Текст] /
Е. Е. Павлова // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 405-407.
В статье рассмотрены вопросы, связанные с профессиональным
образованием, профессиональной педагогической переподготовкой педагогов,
работающих в системе дополнительного образования детей. Автором
поднимается проблема необходимости мотивации и стимулирования
прогрессивных, творческих, инновационных изменений в самом учреждении
дополнительного образования детей.
Ключевые слова:дополнительное образование детей, педагог дополнительного образования, профессиональная подготовка, саморазвитие.
«Дополнительное образование взрослых, являясь важной составляющей
непрерывного образования российских граждан, призвано мобильно
и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой
экономики, возрастающие запросы населения к дополнительному образованию,
в первую очередь к повышению квалификации и профессиональной
переподготовке.
Сегодня этого не происходит. Более того, для дополнительного
образования характерны отраслевая разрозненность, отсутствие эффективных
устойчивых прямых и обратных связей с производственной сферой и сферой
потребления» [8].
«Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе
с тем общие тенденции мирового развития, что обусловливает
необходимость существенных изменений в дополнительном образовании детей»
[7].
Ранее, в Концепции модернизации дополнительного образования детей
Российской Федерации до 2010 года (6.10.2004 г. № ПК-2) определена её
цель, которая состояла в создании условий и механизма устойчивого
развития системы дополнительного образования детей в Российской
Федерации; обеспечении современного качества, доступности
и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения
лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по
различным направлениям образовательной деятельности.
На достижение данной цели направлено решение одной из задач по
повышению социального статуса и профессионального совершенствования
педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования
детей
Если учитывать, что «…дополнительное образование детей по сути
является практико-ориентированным, то необходимо принимать во внимание,
что оно в значительной мере осуществляется специалистами,
профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его
разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте —
результативность» [7].
В настоящее время любой стране, любому обществу нужны одаренные,
талантливые люди как залог прогресса. Важно не только рассмотреть
педагогический талант, дар, но и создать максимум условий для его
развития.
Обучение педагогов в системе дополнительного образования детей
имеет много общего со школьным и осуществляется через изучение,
обобщение и распространение опыта, подготовку методических рекомендаций
и предложений, совершенствование педагогической деятельности (системная
консультационная помощь молодым педагогам, проведение открытых занятий,
занятий мастер-класс опытными педагогами), обновление программного
обеспечения образовательного процесса, руководство работой методических
объединений, творческих групп педагогов, участие в аттестационных,
экспертных комиссиях, проведение семинаров, совместных педагогических
советов, конкурсов.
Однако в системе ДОД имеются и свои особенности. Дополнительное
образование детей выступает как более «свободное», не накладывающее
ограничений в учебной деятельности, куда чаще всего приходят работать
люди, не имеющие педагогические специальности, но увлеченные, имеющие
собственное хобби и готовые поделиться своими знаниями с детьми. Здесь
многое зависит от педагога, его самоорганизации, самосовершенствования.
Задача руководителя учреждения объединить разных людей и сделать
из них высокоэффективный коллектив, направленный на результат развития,
как собственного потенциала, так и потенциала ребенка. Важно нацелить на
общую цель, стимулировать творчество и инновационное мышление
педагогов.
Руководитель в данном случае должен не только умело использовать
(ключевое слова «польза») возможности своих подчиненных, но
и объединять ожидания каждого педагога, всего педагогического коллектива
и стремление самого учреждения к успешности, к результатам.
В современных условиях «каждое учреждение дополнительного
образования детей должно стать организационно-методическим центром по
развитию дополнительного образования детей для образовательных
учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета,
региона» [7].
Работая в учреждении дополнительного образования детей,
у педагога есть возможность делать то, что у него лучше всего
получается. (во, верно подмеченно! полностью согласна) Развивая потенциал детей, педагог развивается сам, получает
похвалу, внимание и признание всего педагогического сообщества, как
собственного коллектива, так и городского. Таким образом, педагог
чувствует, понимает, что его работа важна для учреждения, что он
интересен как личность и человек, что с его мнением считаются.
Все упирается в психологию. Даже небольшие результаты радуют
и ребенка, и педагога, при этом, нельзя останавливаться на достигнутом.
Не менее важно настроить педагогический коллектив на прогресс, а также
дать возможность для обучения и роста каждого отдельного педагога
дополнительного образования, прибегая к наставничеству, методической
работе, поручая руководство каким-либо структурным подразделением
(отделом, секцией).
Все руководители образовательных учреждений любят количественные
показатели, цифры, потому что они достаточно четко отражают не только
производительность, эффективность учреждения, педагога, но и их
конкурентоспособность. Для того, чтобы прозрачно оценивать объем знаний,
необходимый для педагогической деятельности педагога на
профессиональном уровне необходимо проводить анкетирования¸ устные
и письменные опросы, систематически проводить анализ труда педагога
с открытыми отчетами перед коллегами по всем показателям педагогического
труда, отчетными докладами обучающихся учреждения дополнительного
образования на конференциях различных уровней. Результативность
и эффективность — составляющие, в наибольшей мере способные
мотивировать, вдохновлять и стимулировать инновационное мышление
педагога.
«Профессионализм педагога — это результат индивидуальной,
целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего
научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного
образования должен быть прежде всего направленным на детей, обладать
коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнерским
отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для
разработки авторской образовательной программы; умением использовать
в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы,
инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее
организации и анализа» [7].
Успех может базироваться только на профессионализме. А где его
взять при условии, что человек раньше не занимался педагогической
деятельностью? (это да. еще в институте наш педагог по методике преподавания говорила, что всегда можно определить, кто автор учебника - методист теоретик или учитель практик. так и тут - педагог владеет мастерством, но как его донести и передать не с курсе) Профессиональная переподготовка, обучение за счет
внутренних резервов коллектива — вот одна из составляющих повышения
педагогической эффективности, как самого педагога, так
и образовательного учреждения в целом.
В целом «эффективность профессиональной деятельности педагога
дополнительного образования обусловлена его самореализацией. Следует
отметить, что многие педагоги дополнительного образования, не имея
профессионально-педагогической подготовки, являются специалистами
в конкретной области». (10,38)
«Обучение всякому труду может носить или профессиональный, или
политехнический характер. Политехнизм не означает просто знание
какой-нибудь отрасли производства. Политехнизм нужно понимать как знание
и понимание всех отраслей производства, между собой связанных». (9,
377, 378)
Роль этого обучения заключается в способности преобразования
самого учреждения, в обеспечении его стабильного развития на основе
особых методов формирования нового педагога для дополнительного
образования детей, с новым инновационным мышлением, мотивацией
и поведением.
Без активного воздействия на педагогическую эффективность
и влияния на педагога и его деятельность, достичь стабильности, а тем
более развития не возможно. Это особо актуально для небольших отдаленных
городов Крайнего Севера, где минимально количество ВУЗов, в том числе
педагогических, куда ученые приезжают только по приглашению.
«В настоящее время все развитые государства мира реализуют
программы формирования систем непрерывного образования (обучения на
протяжении всей жизни — life-long leaming).( и надо учиться, когда уже понимаешь, чего хочешь. Мало кто после окончания школы правильно выбирает направление обучения. Учатся, работают. Потом понимают, что это не то. Вот и выходит, что по два-три-четыре высших... а сколько потеряно времени. конечно, большую роль играет самообраование, но сам иногда не можещь ра3обраться. я бы с радостью вернулась и к я3ыкам и к программированию, которые я начинала и3учать, на которые я собиралаь поступать и даже подавала 3аявления. кто меня на георгафию дернул, непонятно) Ведущие страны Евросоюза
смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах
обучения и тренингах либо устойчивую положительную динамику в этой
сфере. Доля экономически активного населения развитых европейских стран,
участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает
60–70 процентов. В Российской Федерации доля экономически активного
населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не
превышает 22,4 процента» [2].
Чтобы педагог работал качественно и сосредоточенно, он четко должен
знать, что от него ожидают; у него должны быть пусть не максимально, но
оптимально необходимый материал и оборудование. Кроме того,
целесообразно обучить его всем премудростям педагогической профессии
с учетом особенностей и возможностей дополнительного образования.
Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков
и практиков образования взрослых, американского ученого М. Ш. Ноулза,
стало «производство компетентных людей — таких, которые были бы способны
применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная
компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение
на протяжении всей своей жизни».
Готовность к развитию профессионализма, напряженность труда
педагога значат для формирования педагогической квалификации гораздо
больше, чем врожденная предрасположенность. Главное, неустанно развивать
свое мастерство и активно призывать к этому педагогическое сообщество.
Педагог должен учиться, и учиться постоянно: на своих ошибках, у коллег
и более сведущих и более опытных людей, в различных местах и различными
способами. При этом учеба должна основываться не на симпатии к процессу
обучения. Самообразование, самосовершенствовние для педагога должна
стать образом жизни, как наиболее верный путь к педагогической
успешности.
Успешность обучения ПДО отражается на качестве образовательных
услуг, и в первую очередь на обогащении практических навыков. Необходима
структурная модель, которая учитывает интересы работника
в профессиональном и личностном росте. Эта модель работает максимально
эффективно, направляет его на саморазвитие.
Новые знания должны внедряться осмысленно. Объем знаний, их
осмысление и сопоставление с ранее полученными знаниями требуют
постепенности, последовательности, непрерывности и регулярности.
Благодаря таким шагам профессиональная подготовка педагогов
дополнительного образования в образовательном учреждении детей по
реализации дополнительных образовательных программ повышает
конкурентоспособность не только состоявшихся педагогов, но и дает
возможность адаптации «молодых» педагогов в соответствии с требованиями
и определениями стандарта дополнительного образования детей, как в самом
образовательном учреждении, так и на уровне педагогической среды
города, региона.
Именно это дает возможность педагогу дополнительного образования
стать ключевым фактором прогресса при формировании современного
дополнительного образования детей как для региона, так и всей системы.
Литература:
1. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой (кн. для учителя). — М., Просвещение, 1991. — 156 с.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013–2020 годы (в новой редакции), утверждена
Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р
3. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г.,
Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Допущено Министерством
образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для
студентов среднего проф. образования. — М., ВЛАДОС, 2002. — 239 с.
4. Змеёв С. И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов, М.: Флинта: Наука, 1999. с. 152.
5. Кванина В. В. Гражданско-правовые регулирования отношений
в сфере профессионального образования: Монография, М.: Готика, 2005.
с.364.
6. Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо,2012. — (Законы и кодексы). — 32 с.
7. Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (6.10.2004 г. № ПК-2)
8. Концепция федеральной целевой программы развития
образования на 2011–2015 годы, утверждена Распоряжением Правительства РФ
от 07 февраля 2011 г. № 163-р
9. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в десяти томах
(том 5) /под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева — М.,
Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 692 с.
10. Куприянов Б. В., Салина Е. А., Крылова Н. Г.,
Миновская О. В. Социальное воспитание в учереждениях дополнительного
образования детей: Учеб.пособие для студ. пед.вузов/под ред.
Мудрика А. В. — М. Издательский центр «Академия», 2004. С.240.
11. Никитин В. Я., Кривых С. В. Россия в Европейском
образовательном пространстве. // Академия профессионального
образования. — 2010. — № 4. С. 3–13.
12. Полнер Е. Д. Основы современных технологий обучения: Методическое пособие, — СПб., 2005. 97 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий